Революционное движение в Оренбурге
С ростом рабочего класса росла и его политическая
активность. Пролетарское ядро в Оренбурге составляли в основном рабочие
главных железнодорожных мастерских Ташкентской железной дороги, депо и
лесопильного завода. Одним из первых в губернии выступлений рабочих была
стачка на строительстве Самаро-Оренбургской железной дороги летом 1875 года.
В ней участвовало 700 человек. Стачка приняла такой угрожающий характер, что
туда спешно отправился губернатор с воинской командой. 12 активных
руководителей выступления были арестованы, многие рабочие высечены розгами.
В 1897 году в Оренбурге возник первый марксистский кружок.
Его организовал известный социал-демократ Михаил Александрович Багаев,
принимавший активное участие в революционной борьбе в Нижнем Новгороде,
Иваново-Вознесенске, Костроме. Сосланный на три года в Оренбург, он
объединил тут политических ссыльных, а затем привлек в кружок местных
рабочих. Подпольщики встречались в квартире ссыльнопоселенца Владимира
Барыбина. Вскоре в Оренбург приехал в ссылку член ленинского «Союза борьбы
за освобождение рабочего класса» Яков Драбкин (Сергей Гусев). С его приездом
кружок заметно окреп. Здесь обсуждались такие классические произведения
марксизма-ленинизма, как «Манифест Коммунистической партии», «Что такое
«друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и другие.
Когда приехавшие на каникулы из Петербурга студенты привезли
«Манифест РСДРП», выпущенный I съездом партии, он тут же был прочитан и
обсужден в кружке. «Мы торжественно объявили об организации нашей партии», —
вспоминал о тех днях М. А. Багаев.
Большое значение в развертывании рабочего движения имели
ленинская газета «Искра» и решения II съезда РСДРП. Созданные в 1903–1904
годах социал-демократические кружки развернули широкую агитацию среди
простого населения города.
В 1904 году оренбургские социал-демократы провели первую в
городе маевку. Утром 1 мая тайком пробирались рабочие-железнодорожники в лес
около горы Маяк. Состоялось собрание, посвященное пролетарскому празднику. А
вечером, как вспоминал член комитета Оренбургской социал-демократической
группы Дмитрий Павлович Наранович, участники маевки «выехали на лодках вверх
по Уралу и высадились на правом высоком берегу... Здесь был зажжен костер,
говорились речи. В сумерках группы рабочих с революционными песнями проехали
на лодках мимо дач Зауральной рощи и высадились в разных местах в городе».
Настоящим бастионом революции в Оренбурге стали Главные
мастерские Ташкентской железной дороги, основанные 15 января 1905 года (ныне
тепловозоремонтный завод). Отсюда вышло немало стойких революционеров,
мужественных борцов за Советскую власть.
Далее |